Содержание
Свеча зажигания является одной из наиболее важных деталей в двигателе. При прохождении разряда на ней возникает искра, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь. Нарушения эксплуатации могут спровоцировать появление отложений и цвет свечи зажигания укажет на их происхождение.
Распространенной проблемой является белый налет на свечах зажигания, причиной которого становится неправильный подбор запчасти, бедная топливная смесь, подсос воздуха и др.
Как оценить состояние свечей зажигания
Состояние свечей можно оценить по характеру работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и внешнему виду. Нарушения в системе зажигания могут иметь такие признаки:
- осложнение запуска;
- пропуск искры;
- падение мощности;
- неустойчивая работа, троение ДВС;
- высокий расход топливной смеси.
Как провести диагностику свечей:
- Ознакомиться с инструкцией по эксплуатации автомобиля и узнать, где находятся электроды, подающие искру. В зависимости от типа мотора они могут быть установлены сверху или сбоку. В двигателях с полусферической камерой сгорания установлено по 2 свечи на каждый цилиндр, в других типах ДВС — по одной.
- Подготовить торцевой ключ с головкой, подходящей под размер электрода (16 мм или 21 мм).
- Очистить рабочую поверхность ветошью и спиртом, чтобы предупредить попадание грязи в цилиндр.
- Отсоединить кабель, который подключен к электроду зажигания, потянув за резиновый или пластиковый колпачок. Дергать за сам провод не нужно: это может повредить соединению.
- Выкрутить свечу торцевым ключом против часовой стрелки. Обратить внимание на ее цвет, наличие масляной пленки на электроде и резьбе, следы эрозии (разрушения) и др. Деталь можно снимать после полного остывания мотора.
Искрообразование электрода можно оценить с помощью мультитестера или специального стенда.
На работоспособность свечей влияют следующие факторы:
- качество топлива;
- езда на низких оборотах;
- резкие смены режима работы ДВС;
- частая работа двигателя на холостом ходу (например, в условиях пробки или прогрева).
Какой цвет свечи зажигания считается нормальным
Нормальный цвет свечей при регулярном использовании автомобиля — светло-серый или серо-коричневый. Тонкий слой налета такого оттенка не мешает эксплуатации ДВС.
Следы эрозии, оплавления или износа электродов являются показанием к замене запчасти вне зависимости от ее цвета и срока службы.
Главная причина возникновения нагара
Основными причинами появления отложений являются:
- Неправильный выбор свечи.
- Использование бензина с присадками и неподходящим октановым числом.
- Нарушение баланса компонентов топливной смеси.
- Некорректный момент зажигания.
После их исключения можно предполагать повреждение клапанов, износ сальников и цилиндров, залегание или поломку поршневых колец.
Причины белого цвета свечи зажигания
Белый осадок может быть блестящим, матовым или рельефным, с наростами на центральном электроде. Наиболее опасным является глянцевый налет, который включает большое количество металлических частиц. Такое состояние свечей свидетельствует о постоянном перегреве поршней и электродов, который может привести к отказу ДВС.
Тонкий и матовый светлый налет чаще возникает при использовании некачественного топлива.
Неправильная регулировка топливной смеси
При увеличении подачи воздуха в топливную смесь снижается ее способность к воспламенению. Это приводит к проблемам с запуском мотора, перегреву свечей и ДВС, толчкам и сбоям во время движения.
Езда на обедненной смеси не позволяет развить полную мощность двигателя и приводит к появлению белесого налета на электродах. Помимо механических причин (например, утечки бензина), провоцирующими факторами могут стать неполадки датчиков или электронного блока, который соотносит режим работы ДВС и характеристики топливно-воздушной массы.
При обеднении смеси рекомендуется проверить угол открывания дросселя, целостность бензобака и топливопровода, состояние жиклера (для карбюраторов) и уровень горючего. Если проблема возникла после смены АЗС, то следует вернуться к прежней марке топлива.
В редких случаях светлый налет возникает из-за проникновения антифриза внутрь ДВС.
Подсос воздуха
Подсос воздуха в топливную смесь является еще одной причиной ее обеднения. Чаще всего проблема обнаруживается на следующих участках:
- уплотнителях датчика холостого хода;
- патрубках, соединяющих коллектор и воздушный фильтр ;
- впускном коллекторе (проникновение воздуха объясняется появлением трещин и разгерметизацией).
Замену поврежденной детали нужно провести немедленно, т.к. постоянная езда на обедненной смеси провоцирует избыточную нагрузку на двигатель и сокращает срок его службы до капитального ремонта.
Форсунки и топливные фильтры
Забитый топливный фильтр и недостаточное давление в рампе могут помешать нормальному доступу бензина в камеру. При этом также образуется слишком бедная смесь, которая провоцирует образование белого нагара.
При нерегулярной замене топливных фильтров или использовании бензина с большим количеством примесей на стенках топливных форсунок откладывается налет, который уменьшает диаметр пропускного отверстия.
Манипуляции с топливной системой часто помогают устранить белый слой на электродах инжекторного двигателя.
Раннее зажигание
Преждевременная детонация топливной смеси приводит к перегреву свечей и возникновению отложений на электроде. Чтобы устранить налет, нужно отрегулировать момент воспламенения, уменьшив угол опережения на 1-3°.
В современных моторах коррекция этого параметра происходит автоматически. Проблемы с моментом зажигания могут возникнуть при программных сбоях.
Неправильно подобранные свечи
Наличие белого нагара может быть связано с применением слишком «горячих» электродов. При выборе свечей с низким калильным числом происходит регулярный перегрев, который провоцирует появление светлых отложений.
Покупать запчасти для системы зажигания нужно в соответствии с рекомендациями производителя машины и режимом работы мотора. Для коротких поездок на невысокой скорости можно подобрать более «горячие» свечи, а для дальних путешествий и высоких нагрузок — «холодные».
Игнорирование проблемы приведет к разрушению электродов в цилиндрах, прогару поршневых колец и клапанов.
При анализе причин нужно понимать, что цвет нагара может объясняться и типом используемого топлива. Например, для метановых и пропан-бутановых моторов бело-серые свечи — норма.
Другие отложения и налеты
Белый налет — не единственно возможное отклонение от нормального состояния электродов. Чтобы правильно оценивать риски, нужно знать значения других оттенков отложений.
Черный
Причинами появления черной копоти могут стать следующие проблемы:
- Переобогащенная смесь, неполадки датчиков топлива (на электроде остается сухой налет).
- Неподходящие «холодные» свечи.
- Засорение воздушного фильтра.
- Сгорание масла (блестящий закопченный электрод и резьба).
- Слабая посадка форсунки или поломка обратного клапана.
При позднем зажигании и малом угле опережения свечи чернеют даже при правильном выборе калильного числа и бензина.
Красный и коричневый
Алый, коричневый и рыжий нагар — это последствие применения некачественного горючего с ферроценовыми, марганцевыми или свинцовыми присадками. Толстый красный слой может осложнить пропуск искры и нарушить работу мотора, поэтому при его появлении рекомендуется сменить марку масла или АЗС.
Зольный
Зольный нагар бывает как светлым, так и темным. При его появлении наблюдается повышенный расход масла, снижение мощности, потемнение выхлопных газов.
Причиной проблемы является износ или залегание поршневых колец.
Эрозия
При браке свечи, раннем зажигании, длительной работе на низкооктановом или некачественном топливе может произойти эрозия (разрушение) центрального электрода. Мощность ДВС при этом снижается, а при движении наблюдаются рывки, нестабильность на холостом ходу и «троение». Деталь требует немедленной замены.
Бензин на свечах
Заливка свечей происходит при неисправности топливной системы, инжектора или карбюратора, реже — при запуске в мороз. Для решения проблемы нужна полная диагностика автомобиля и ремонт поврежденных частей ДВС.
Масляный и топливный нагар
Блестящий желтый или темный налет свидетельствует о проникновении смазки и износе сальников клапанов. Характерный сопутствующий симптом — сизый дым и высокий расход моторного масла.
Топливный нагар возникает при разгерметизации клапанов или износе поршневой системы. При этом на фоне падения мощности и нестабильной работы ДВС возрастает расход бензина.
В более редких случаях на электродах наблюдается зеленый налет. Его причиной может стать наличие присадок в бензине или попадание тосола в камеру сгорания.
Обслуживание свечей зажигания
Обслуживание свечей зажигания предполагает регулярную диагностику, очистку и замену. Проверять состояние электродов нужно не реже чем раз в 5-8 тыс. км.
В зависимости от режима работы ДВС менять свечи зажигания нужно через каждые 30-80 тыс. км. Покупка бюджетной запчасти или высокие нагрузки на двигатель могут сократить срок службы до 10-15 тыс. км. Для ремонта системы зажигания нужно вывинтить все свечи, поставить новые на место требующих замены и очистить остальные.
Снять слой отложений с электродов можно следующими методами:
- химическим (с помощью специальных кислотных средств);
- ультразвуковым;
- механическим — пескоструйным (рекомендуется проводить только на СТО).
Прокаливание, воздействие жесткими щетками или ножом приводит к повреждению электрода и ускоряет накопление налета.
После замены или очистки нужно проехать 150-200 км и повторно проверить состояние свечей. Если цвет налета отличается от допустимого, рекомендуется обратиться в сервисный центр.