Как уменьшить расход топлива: экономия бензина

Как снизить расход топлива на автомобиле

Содержание

Согласно техническому паспорту, легковые автомобили расходуют от 6 до 16 л бензина на 100 км дороги. Износ внутренних механизмов, нерациональная манера езды и несвоевременное ТО могут повысить затраты в несколько раз.

Уменьшить расход топлива

Если машина исправна, уменьшить расход топлива можно с помощью газобаллонного оборудования, контроля скорости и избавления от лишних аксессуаров.

Что служит распространенными причинами увеличенного расхода топлива

Наиболее распространенными причинами увеличившегося потребления горючего являются:Топливная система

  1. Изношенные блок цилиндров, сцепление, топливная система или коробка передач (КПП). При проблемах с ГБЦ и другими системами автомобиль теряет в мощности, что компенсируется повышением оборотов и нагрузки. Плохая компрессия сказывается как на стабильности работы мотора, так и на стоимости поездок. При износе, частом попадании воды и примесей инжектор начинает пропускать горючее даже тогда, когда должен оставаться закрытым.
  2. Использование некачественного бензина, масла и других рабочих жидкостей. Низкое октановое число и примеси в топливе повышают его расход. Некачественное масло ускоряет износ мотора и КПП, что косвенно влияет на потребление. Причиной падения КПД двигателя может стать и редкая замена фильтров — топливного и воздушного.
  3. Неправильно отрегулированное зажигание. Слишком маленький угол опережения зажигания приводит к неполному сгоранию топлива и, как следствие, повышенному его расходу. Если смесь поджигается слишком поздно, то давление воспламеняющегося горючего догоняет поршень, а не давит на него с максимальным усилием. Оптимальный угол зависит от многих параметров, поэтому подбирается блоком управления исходя из показателей датчиков. Ручная настройка зажигания производится по стробоскопу, контрольной лампочке или искре.
  4. Неисправность сенсоров. К снижению КПД двигателя могут привести поломка датчика кислорода, дроссельной заслонки, температурные колебания в двигателе и др. Получая неверные данные, электронный блок автомобиля может скорректировать количество впрыскиваемого топлива, угол опережения зажигания и другие параметры, которые повлияют на мощность машины и затраты горючего.
  5. Отсутствие контроля давления в шинах, их сезонности и развала-схождения колес. Плохо накачанные камеры повышают сопротивление качению, а повышенное сцепление протектора с дорогой — силу трения. Эти факторы ухудшают накат на нейтральной передаче и повышают расходы бензина.
  6. Езда с дополнительными приспособлениями. Автомобиль испытывает не только трение со стороны дорожного покрытия, но и сопротивление воздуха. Наличие верхнего багажника, прикрепленного велосипеда или других внешних аксессуаров существенно влияет на аэродинамику.
  7. Нерациональный выбор передачи, резкие разгоны и торможения. Стиль вождения является основным фактором, который увеличивает затраты топлива. Агрессивная езда, резкое изменение скорости и экстренное торможение уменьшают долю полезной энергии, которая тратится непосредственно на передвижение.

Помимо внутренних неисправностей и стиля вождения, есть ряд факторов, которые увеличивают потребление горючего, но не зависят от водителя. К ним относятся качество покрытия, скорость ветра, погода и др. На влажном асфальте, льду и бездорожье вероятна пробуксовка, которая обязательно приводит к перерасходу.

При измерении трат топлива важно учесть, что цифры, указанные производителем, редко совпадают с действительными параметрами даже на новом автомобиле.

Для мониторинга состояния машины полезно определить, сколько горючего ей требуется на ровной дороге, с хорошим сцеплением и при спокойной манере езды.

Общие рекомендации по экономии топлива для любых авто

Чтобы сократить расходы топлива на любом авто, необходимо регулярно проверять работоспособность всех узлов, избегать агрессивного вождения и выбирать качественные нефтепродукты.

Наиболее эффективными способами энергосберегающего тюнинга являются утепление двигателя, установка ГБО и системы автономного отопления.

Своевременное посещение автосервиса и осмотр всех систем

Регулярность техобслуживания автомобиля должна соответствовать рекомендациям производителя. Для бензиновых моторов она составляет 1 раз на 15-20 тыс. км, для дизельных — 1 раз на 10-15 тыс. км. Каждые 2-3 месяца нужно самостоятельно осматривать топливный и воздушный фильтры.

Посещение автосервиса

Самыми уязвимыми узлами агрегата являются:

Проверку работоспособности систем стоит проходить по общему алгоритму. Диагностические пакеты «Причины высокого расхода топлива» нередко являются лишь способом легкого заработка. Мастера могут объяснить «прожорливость» мотора поломкой кислородного датчика, тогда как действительное количество машин с такой проблемой невелико.

Каждые 15-20 тыс. км нужно регулировать развал-схождение. Если годовой пробег превышает 100 тыс. км, то рекомендуется выполнять отладку колес раз в 2-3 месяца.

Проверка давления в шинах и соблюдение сезонности

Пониженное давление в шинах уменьшает противодействие весу автомобиля. При этом возрастают трение качения, интенсивность износа покрышек и расходы на бензин.

Проверка давления в шинах

Оптимальное давление в шинах зависит от марки машины, расположения оси и сезона. Производители размещают табличку с рекомендуемыми нормами не только в руководстве по эксплуатации, но и в салоне: на стойке кузова, торце водительской двери или крышке бензобака.

Зимой давление в шинах должно быть чуть выше нужного показателя, а летом — соответствовать ему. Максимально допустимое отклонение от нормы составляет 0,2 бара. В жаркую погоду можно накачивать колеса на 0,1-0,2 бара слабее, т.к. повышенная температура способствует увеличению давления.

Проверять накачку колес нужно не реже 1 раза в месяц, а также перед каждой длительной поездкой.

Покрышки следует выбирать в соответствии с сезоном. Езда на гладких шинах зимой повышает риск пробуксовки, а на рельефных протекторах летом — увеличивает силу трения с дорогой. Оба фактора приводят к перерасходу горючего.

Выбор марки горючего

При использовании бензина со слишком низким октановым числом (например, АИ-92 вместо АИ-95) его потребление повышается. Кроме того, может снизиться стабильность работы движка. Чтобы обеспечить минимальный расход, необходимо подбирать марку топлива в соответствии с моделью машины и заправляться на проверенной АЗС.

Для улучшения качества горючего некоторые автовладельцы используют присадки. Однако вспомогательные составы не компенсируют низкого октанового числа и наличия вредных примесей.

Выбор марки горючего

При езде на дизельных автомобилях нужно учитывать сезон и погодные условия. В морозы стандартное летнее топливо становится вязким, что увеличивает его расход и нагрузку на двигатель. Перед холодным сезоном рекомендуется залить наиболее жидкое топливо (арктического типа), а затем заправляться стандартным зимним. Рабочая температура дизеля должна соответствовать самым сильным морозам в регионе.

Грамотный подбор машинного масла

Масло защищает поверхности от сухого трения, охлаждает и очищает двигатель, а также защищает его от коррозии. Оно подбирается в зависимости от рекомендаций производителя и сезона. Помимо этих факторов, нужно учесть возраст машины и особенности ее эксплуатации. Оптимальным выбором являются синтетические и полусинтетические масла.

Моторная смазка меняется 1 раз на 10-14 тыс. км, а трансмиссионная жидкость — 1 раз на 30-60 тыс. км в зависимости от типа коробки передач и особенностей ее эксплуатации.

Правильное вождение в час пик и пробках

Глушить двигатель при длительном стоянии в пробке и разгоняться в час пик — это 2 вредные привычки, которые приводят к большому потреблению горючего.

Запуск мотора требует больше энергии, чем его работа на холостых оборотах. Разгон на небольших свободных участках при повышенном трафике приведет к тому, что водителю придется резко останавливаться перед светофором или потоком машин.

Правильное вождение в час пик

Для экономии бензина нужно стремиться к тому, чтобы тормозить двигателем.

Контроль стиля вождения

Чтобы убавить траты на горючее, нужно избегать быстрого разгона, движения на холодном двигателе, торможения педалью, быстрой езды и высоких оборотов.

На небольшой скорости не нужно преждевременно переключаться на следующую передачу. В первые 20 минут после запуска мотора тахометр должен показывать не более 2000 оборотов, а во время движения — 2500. Данная рекомендация касается преимущественно бензиновых двигателей, поскольку дизельные дают хороший крутящий момент и на низких передачах.

Избавление от лишних аксессуаров

Спойлеры, обвесы, широкие диски и другие элементы внешнего тюнинга ухудшают аэродинамику машины. С увеличением скорости сопротивление воздуха все больше сказывается на потреблении горючего, поэтому перед дальними поездками следует отказаться от установки аксессуаров.

Спойлеры

Понимание того, как влияет вес авто на расход топлива

Расход бензина или дизеля прямо зависит от веса автомобиля и мощности двигателя. Для поездок в городском цикле желательно выбирать легкую малолитражку. Помимо собственного веса машины, на затраты влияют наполненность заднего и верхнего накопителей, загрузка пассажирами и наличие прицепа.

Чтобы снизить потребление, нужно своевременно освобождать багажник и избегать превышения нормы вместимости.

Отказ от вентилирования

Автомобильный кондиционер создает дополнительную нагрузку на двигатель. Постоянно включенное охлаждение может увеличить «прожорливость» автомобиля на 5-15%. Однако в жаркую погоду не стоит полностью отказываться от вентиляции. Открытые окна вместо кондиционера ухудшают аэродинамику автомобиля, повышают риск простуды и попадания мусора в салон.

Отказ от вентилирования

Монтаж ГБО для снижения потребления топлива

Радикальным способом оптимизации является установка газобаллонного оборудования. В сравнении с бензином и дизелем легкое топливо расходуется быстрее, но при этом обходится существенно дешевле.

Окупаемость системы ГБО с учетом регулярного техосмотра составляет 1-2 года.

Утепление мотора

Утепление мотора в зимний период позволяет понизить потребление горючего за счет поддержания рабочей температуры охлаждающей жидкости. Если этот параметр ниже необходимого, возрастает электрическое сопротивление антифриза, что фиксируется датчиком. Получив данные, электронный блок дает команду увеличить впрыск топлива для прогрева двигателя.

Утепление мотора

Для теплоизоляции мотора применяются электрические одеяла, которые укладываются под капот.

Внешнее утепление помогает сохранить температуру агрегата при движении и коротких остановках (например, если нужно дождаться пассажиров или зайти в магазин). При долгой стоянке перед началом поездки потребуется прогрев мотора.

Установка автономной системы обогрева

Для отопления салона и двигателя водители используют функцию автозапуска. При запуске мотора включаются подогрев сидений, стекол, климат-контроль и др. Недостатками такого варианта являются невысокая производительность и медленный прогрев салона. Чтобы сесть в теплую машину, водители вынуждены запускать ее за 20-30 минут до старта, тогда как для прогрева мотора требуется всего 3-5 минут.

Чтобы избежать лишних расходов, можно приобрести автономный нагреватель. «Мокрые» модели монтируются в систему охлаждения двигателя и прогревают сразу и антифриз, и салон. «Сухие» системы отопления действуют по принципу фена: обдувая топливную камеру, они повышают температуру в салоне.

Если машина прогревается в гараже или другом помещении, где есть подключение к сети 220 В, то для прогрева двигателя можно использовать электрический ТЭН, который монтируется в систему охлаждения.

Предпочтение механике

Наименее затратными считаются автомобили с механической или роботизированной коробкой передач. Вариаторы и АКПП с 6-8 передачами незначительно уступают им в экономичности, а при отсутствии привычки следить за оборотами могут даже превосходить. Самым высоким потреблением отличается автоматическая 4-ступенчатая коробка.

Предпочтение механике

Важно учесть, что износ трансмиссии тоже влияет на экономичность мотора, поэтому при появлении стука, скрежета или рывков при переключении передач стоит заехать на СТО.

Контроль за скоростью авто

Движение на высоких скоростях непропорционально увеличивает топливные расходы.

Это обусловлено следующими факторами:

  • возрастает аэродинамическое сопротивление;
  • для быстрого разгона требуются высокие обороты мотора;
  • при изменении ситуации на дороге водитель совершает резкое или экстренное торможение, которое превращает энергию сгоревшего бензина или дизеля в тепловую.

По трассе рекомендуется ехать со скоростью 90-110 км/час, а в городе придерживаться режима, установленного знаками.

Мелкие хитрости для снижения потребления

Параллельно с контролем стиля езды и работоспособности механизмов можно использовать небольшие хитрости, которые помогут сократить расход еще на несколько процентов. При использовании полезных советов важно сопоставлять выгоду от экономии и потенциальные риски.

Экономия на заправке

Чтобы сделать поездки более дешевыми, можно прибегнуть к небольшим хитростям на заправке:

  • изучать условия акций (например, некоторые поставщики предлагают скидку при заправке в ночное время);
  • использовать для оплаты карты с максимальным кешбэком;
  • копить баллы на бонусных картах;
  • мониторить цены на нужное топливо на проверенных заправках.

Экономия на заправке

Однако не стоит каждый раз заправляться на разных АЗС, чтобы получить максимальную скидку. Вредные примеси и низкооктановое горючее от недобросовестных поставщиков полностью нивелируют всю экономию.

Доработка системы воздухоотвода

При низких температурах часть энергии топлива тратится на прогрев поступающего воздуха. Чтобы газ сразу подавался теплым, можно снять воздуховод или опустить заборный патрубок ближе к двигателю.

Повлиять на работу топливной системы может и избыток кислорода. При негерметичности соединений (подсосе воздуха) или неисправности датчика расхода ЭБУ увеличивает подачу горючего в камеру сгорания, чтобы отрегулировать стехиометрическое соотношение компонентов смеси. Выяснить причину явления можно только при полной диагностике топливной системы.

Проблема недостатка кислорода для полного сгорания дизеля или бензина решается установкой турбонаддува.

Доработать систему воздуховода можно своими руками или в автосервисе.

Отключение зажигания при стоянке

При коротких остановках (до 3-5 минут) можно не выключать зажигание, а держать двигатель на холостом ходу. Если же предполагается более длительная задержка, то лучше заглушить авто, чтобы избежать бесполезных трат горючего и износа мотора. На прогрев двигателя после стоянки потребуется гораздо меньше топлива, чем будет израсходовано при ожидании с запущенным агрегатом.

Отключение зажигания при стоянке

Своевременный прогрев авто

Для прогрева охлаждающей жидкости достаточно 3-7 минут в зависимости от температуры за бортом автомобиля. Автозапуск за 20-25 минут до начала поездки вредит не только экологии, но и кошельку. Даже с учетом того, что на холостом ходу машина тратит минимальное количество горючего, при ежедневном прогреве и езде в городском цикле эти расходы будут существенными.

В первые 20 минут поездки нужно избегать резких ускорений и следить, чтобы стрелка тахометра не выходила за отметку 2000 оборотов в минуту для дизеля и 2500 — для бензинового агрегата. Резкие рывки и частое переключение передач увеличивают и нагрузку на трансмиссию.

Использование устройств для экономии

Существует несколько видов устройств для сокращения затрат на топливо.

К ним относятся:

  • усилители зажигания;
  • ATW Impulse для аккумулятора;
  • ионизаторы двигателя;
  • электролитические конденсаторы для стабилизации электросети;
  • магнитные наклейки на топливную систему.

Использование устройств

По уверениям производителей, все эти приспособления могут снизить расходы на 10-30%, однако на практике влекут лишь дополнительные затраты на сами устройства.

Кавитатор для преобразования топлива

Кавитатор делает топливную смесь мелкодисперсной. За счет этого сгорание топлива становится более полным, что улучшает динамику двигателя и снижает потребление. Действительная эффективность устройства не превышает 1-3%.

Кавитатор представляет собой 2 полые трубки, заключенные одна в другую. Несмотря на простоту, стоит он недешево — от 5-6 тыс. руб. Окупить свою цену устройство не сможет даже при постоянном использовании в коммерческом автомобиле.

Выравнивание работы электросети

Исправная проводка и свечи зажигания экономят владельцу автомобиля до 5-7% горючего. Скорость распространения фронта пламени и полнота сгорания топлива во многом зависят от энергии разряда. Наибольший вклад этот фактор вносит при работе на холостом ходу или при малых нагрузках.

Свечи зажигания

Тугоплавкие материалы стабилизируют разряд и позволяют уменьшить размеры электродов, что влияет на искровой зазор. Работа системы зажигания зависит и от проводов зажигания: их длины, наличия разрыва контактов, герметичности колпачков и др.

Неупомянутые способы уменьшить расход на АКПП

Способы, как уменьшить расход топлива на автоматической КПП, следующие:

  • избегать резкого нажатия на акселератор и плавно нажимать на обе педали;
  • в дальних путешествиях включать круиз-контроль;
  • при остановке ставить рычаг на нейтраль;
  • переключать режимы в соответствии с ситуацией на дороге, стилем вождения и погодными условиями (например, режим Winter, или «Зима», существенно снижает нагрузку на мотор).

В нестандартных условиях (например, в час пик или при поездке по бездорожью) рекомендуется переключаться на ручной режим.

Отдельно об экономии бензина на механике

Как экономить бензин на механике:

  • не вдавливать педаль газа при включенной высокой передаче, т.к. это приводит к небольшому ускорению при интенсивном перерасходе;
  • для ускорения и обгона транспортных средств использовать вторую и третью передачи соответственно;
  • при малом количестве бензина и скорости выше 60 км/час переключаться на высокие передачи.

Какие способы не работают

Некоторые способы сэкономить являются не только затратными и неэффективными, но и небезопасными.

Нужно избегать следующих способов оптимизации расходов:

  1. Движения в аэродинамической тени. Чтобы уменьшить сопротивление воздуха, некоторые водители советуют ехать сразу за автобусом или фурой. Однако эффект от этого действия можно увидеть только на большой скорости и при расстоянии между автомобилями не более 1-2 м. На такой дистанции даже скорость 60 км/час становится небезопасной, поскольку при торможении фуры водитель не успеет среагировать на изменения. Кроме того, вылетающие из-под колес большого транспорта камни повреждают стекла и покрытие машины.
  2. Применения топливных присадок. Качество горючего зависит преимущественно от степени очистки и добавок, которые используются при его производстве. Присадки, которые добавляются в топливную систему или бензин перед заливкой, незначительно влияют на его расход.
  3. Чип-тюнинга. Изменение программы управления мотором позиционируется как способ улучшения динамики машины, повышения ее мощности и экономии топлива. Однако на практике перепрошивка электронного блока часто приводит к нестабильной работе двигателя и увеличению потребления.
  4. Установки антикрыльев и накладок для улучшения аэродинамики. Выигрыш от дополнительных обвесов при грамотной их установке возможен при скорости выше 180-200 км/час. При езде по трассе и в городском цикле тюнинг выполняет только эстетические функции.

Таким образом, самыми эффективными способами экономии горючего без замены топливной системы являются контроль скорости и стиля вождения, выбор надежной АЗС и регулярное прохождение ТО.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
GlavBoard.ru Каталог webplus.info Каталог сайтов Всего.RU