Содержание
- 1 Характеристики и принцип работы свечей зажигания
- 2 Материалы изготовления
- 3 Устройство свечей
- 4 Разновидности и маркировка
- 5 Отличие стандартной иридиевой и платиновой свечей
- 6 Срок службы
- 7 Неисправности и поломки свечей зажигания
- 8 Лучшие свечи зажигания
- 9 Какие свечи стоит выбрать
- 10 Советы специалистов
Свечи зажигания вызывают воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах бензиновых двигателей. Существуют разные виды этих деталей, они отличаются ресурсом и эксплуатационными характеристиками. От правильности выбора зависит ряд параметров: расход горючего, КПД, мощность двигателя и т.д.
Характеристики и принцип работы свечей зажигания
В момент, когда поршень подходит к верхней точке, на электроды подается напряжение в несколько киловольт. Это вызывает появление искры (плазменного разряда) с последующим воспламенением топливно-воздушной смеси.
В современных автомобилях используется электронное зажигание с бесконтактным распределителем. Импульс подается по сигналу от датчика Холла.
Параметры свечей:
- калильное число;
- расстояние между электродами;
- диаметр и длина резьбы;
- тепловая характеристика;
- ресурс.
Кроме того, имеются различия по типу головки под ключ.
Материалы изготовления
Электроды свечей бывают:
- Никелевыми.
- Биметаллическими. Состоят из никелевой оболочки и медного сердечника, улучшающего теплоотвод.
- Платиновыми или иридиевыми.
Встречаются и комбинированные варианты.
Устройство свечей
В конструкцию изделия входят:
- Керамический изолятор.
- Металлический стакан с резьбой (юбки).
- Электроды — 2 или более. Центральный пронизывает изолятор и заканчивается контактом для подсоединения провода.
- Помехоподавляющий резистор (некоторые модели).
Реже встречаются лазерные версии, не имеющие электродов. Топливо поджигается концентрированным световым пучком.
Разновидности и маркировка
Классификация свечей для авто по строению:
- Классические. Имеются центральный и 1 боковой контакты.
- Многоэлектродные. Бывают трех- и четырехконтактными. Разряд в плазме возникает между центральным и тем из боковых электродов, на котором меньше нагара.
По назначению свечи делятся:
- на традиционные;
- факельные (форкамерные).
Вторые работают в двигателях особой конструкции, у которых в цилиндрах имеется небольшой отсек для поджига подаваемой туда отдельным образом обогащенной топливной смеси. Технология не получила широкого распространения.
Параметры свечи закодированы в буквенно-цифровом обозначении (маркировке). Расшифровка зависит от производителя. У отечественных моделей первая литера соответствует диаметру резьбы. Например, А означает 14 мм.
Далее указывается калильное число. Последующие буквы содержат информацию о материале электродов, величине искрового промежутка и т.д.
Зарубежные производители применяют разные принципы маркировки. Расшифровать код можно по каталожному номеру изделия.
Отличие стандартной иридиевой и платиновой свечей
Применение стойких к агрессивным факторам драгметаллов позволило уменьшить диаметр электрода с 2,5 до 0,4 мм. Острый контакт продуцирует более яркую искру, лучше поджигающую горючее. Кроме того, платиновые и иридиевые свечи обладают увеличенным ресурсом.
Срок службы
Длительность эксплуатации определяется пробегом:
- Никелевые с медным сердечником — 20-30 тыс. км, с электродами уменьшенного размера (улучшенное искрообразование) — 10-15 (тыс. км).
- С напылением из платины и иридия. Выдерживают до 60 тыс. км.
- С напайкой из драгметалла. Рассчитаны на 60-100 тыс. км.
https://youtube.com/watch?v=JZ7NsfLMVj0
Комбинированные версии с иридиевым центральным электродом и никелевыми боковыми по сроку службы эквивалентны первой группе.
Неисправности и поломки свечей зажигания
Деталь выходит из строя по следующим причинам:
- Электроды обросли нагаром. В худшем случае между ними возникает токопроводящая перемычка из сажи. Наиболее распространенные причины: не отрегулирована система питания либо неправильно выставлен угол опережения зажигания.
- Увеличен искровой промежуток.
- Контакты изношены (появились скругления).
Неисправные свечи рекомендуется заменить.
Лучшие свечи зажигания
Ниже приведены модели, получившие наивысшую оценку пользователей.
Denso PK20PR P8
Долговечные японские двухконтактные свечи с наконечником из платинового сплава на электродах. Материал с повышенной износоустойчивостью — собственная разработка компании. Ресурс составляет 100 тыс. км.
Bosch WR7DP
Немецкие изделия с центральным электродом, утопленным в изолятор. При таком исполнении он меньше изнашивается. Кроме того, увеличению ресурса до 55-60 тыс. км способствует платиновое напыление.
Champion RN9YCC4
У этой модели классическая 2-контактная конструкция, но оба электрода выполнены из меди. Они хорошо отводят тепло, чем уменьшают риск калийного зажигания и продлевают ресурс детали.
Brisk Premium LOR15LGS
5-электродная свеча. Центральный контакт с иридиевой напайкой, боковые — иттриевый сплав поверх медного сердечника. Массовые электроды ниже анодного, что обуславливает длинную искру и, как следствие, хорошее воспламенение.
Недостаток: устроенная таким образом свеча будет плохо работать при низком напряжении. В дождливую погоду при включенных фарах и дворниках, когда есть утечка заряда из-за обилия влаги, она плохо влияет на экономичность и другие показатели двигателя.
Beru Ultra X 79
Особенность этой немецкой модели заключается в разных искровых промежутках. 2 боковых электрода отстоят от центрального на 0,8 мм, другая пара — на 1,2 мм. Этим обеспечивается хорошая работа при любом качестве топлива.
Bosch FR7DCX
Изделие с 2 электродами. Для улучшения функционирования оснащено помехоподавляющим резистором.
Beru Z193
Центральный электрод этой 2-контактной модели состоит из 2 частей. Когда на одной накапливается нагар, начинает работать вторая.
Denso K20TXR
Трехконтактные свечи с никелевыми элементами. Хороший теплоотвод обеспечивает высокое калильное число (20).
NGK BKR6EK 2288
Трехэлектродные изделия. Улучшенные характеристики обусловлены закруглением на боковых контактах и V-образной выточкой на центральном.
Bosch Platinum WR7DP
Улучшенная разновидность версии, представленной выше. Вместо напыления на контактах имеется платиновая напайка. Это позволило уменьшить их размер и увеличить ресурс изделия.
Какие свечи стоит выбрать
Подбор изделий в первую очередь осуществляют по калильному числу. Оно должно соответствовать заявленному в автомобильном руководстве.
Многоэлектродная конструкция предпочтительней традиционной из-за следующих преимуществ:
- Служит дольше.
- Не имеет преграды между искрой и топливом.
- Отличается высокой надежностью.
В новый двигатель при условии использования качественного топлива целесообразно установить свечи с контактами из драгметаллов. Особенно если доступ к ним затруднен.
Советы специалистов
Рекомендуемый межэлектродный зазор — на 0,1 мм меньше указанного в характеристиках машины.
При эксплуатации двигателя в форсированном режиме во избежание накаливания контактов целесообразно подобрать т.н. холодные свечи.
Нельзя очищать от нагара электроды с покрытием из драгметаллов. Двигатель эксплуатируют некоторое время на обедненной смеси, в результате чего копоть удаляется за счет самоочистки.