Бензонасос - проблемы, устройство и принцип действия.

Замена бензонасоса — порядок и основные причины

Содержание

Бензонасос обеспечивает подачу горючего в двигатель во время запуска и движения автомобиля. Неисправности этого элемента сказываются на мощности и работе мотора.

Неполадки топливного насоса и проблемы с магистралью горючего провоцируют течи, отсутствие контакта в проводке, засорение фильтров, перегрев, поломки деталей или датчиков.

топливный насос высокого давления
Топливный насос высокого давления.

Общая информация про топливный насос

Чтобы определить причину неполадок ТНВД, необходимо представлять его устройство, расположение и принцип действия.

В зависимости от типа двигателей в них устанавливается один из 2 видов насоса.

Предназначение

Топливный насос расположен между баком и цилиндрами двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Он предназначен для подачи горючего под высоким давлением в установленный момент рабочего цикла. Впрыск бензина или дизтоплива регулируется в зависимости от нагрузки, приложенной к коленвалу.

Устройство

Устройство ТНВД зависит от его типа. Насосы, которые действуют за счет движения диафрагмы, состоят из толкателя, штока, клапанов, эксцентрика, возвратной пружины и фильтра. Электрические устройства состоят из привода, разъема, предохранительного и обратного клапана. В качестве рабочей части выступают ротор, диафрагма, колесо с лопатками, шестерни или плунжерные пары.

схема распределительного топливного насоса
Схема топливного насоса высокого давления.

Принцип действия

Топливные насосы работают по принципу разницы давления в полостях нагнетания и всасывания. При крайнем положении диафрагмы, шестерни или ролика в полости между ними и нагнетательным клапаном образуется разреженная зона. Это способствует всасыванию топлива. Когда давление горючего становится критическим, оно выталкивается в нагнетательный трубопровод и поступает в форсунки.

Центробежные насосы оснащены крыльчаткой, которая создает вихревой поток. Это позволяет нагнетать топливо в двигатель не циклично, а равномерно.

Основные виды

По механизму работы насосы делятся на 2 основных типа:

  1. Механические. Их работа обеспечивается эксцентриком, толкателем и диафрагмой. Движение вала передается на стержневую деталь, что приводит к перемещению диафрагмы и изменению давления. Механические насосы могут устанавливаться на карбюраторные двигатели.
  2. Электрические. В насосах вакуумного типа механический эксцентрик заменен электроприводом. Также существуют роликовые, плунжерные, шестеренчатые и центробежные ТНВД. Электрическими насосами оборудуют преимущественно инжекторные моторы.

В дизельных двигателях происходит более сильное сжатие топлива, чем в бензиновых, поэтому в них устанавливают комплекс из 2 насосов: электрического и механического. Они обеспечивают высокое давление впрыска.

топливные насосы высокого давления
Электрический и механический топливные насосы высокого давления.

Симптомы и признаки нерабочего бензонасоса

Первыми признаками неисправностей являются шум, вибрация, снижение мощности, нестабильная работа двигателя на малых или высоких оборотах. Если проигнорировать эти симптомы, возможен отказ нескольких секций или всего насоса.

Двигатель не запускается

Невозможность запуска — признак поломки электропривода, заклинивания или критичного износа механической части.

Часто при этом возникают отдельные вспышки в цилиндрах. Наличие давления в топливопроводе зависит от причины неисправности.

Потеря мощности

Снижение мощности чаще всего наблюдается при средних или высоких оборотах. На холостом ходу и малых оборотах двигатель может сохранять хорошую работоспособность, но при наборе скорости резко глохнет или теряет стабильность работы.

замер давления в топливной системе
Один из симптомов неисправности ТНВД — потеря мощности.

Шум при работе автомобиля

Посторонние шумы могут свидетельствовать о сильном загрязнении фильтров грубой и тонкой очистки, износе трущихся пар или механическом повреждении насоса. Работа неисправного прибора сопровождается усиленной вибрацией, которая еще больше сокращает срок его службы.

Подтраивание двигателя, вибрации, нестабильные обороты

Троение, невозможность увеличить обороты или выключение мотора при нажатии на акселератор — это признаки топливного голодания насоса. В зависимости от причины неполадка может наблюдаться постоянно или в некоторых случаях.

Характерный симптом поломки ТНВД — нестабильная работа мотора при любой температуре на улице.

Гул из бензобака

Сильный гул насоса означает, что его мотор выходит из строя или перегружен. Во втором случае причиной чаще всего является потеря давления в топливной системе из-за разгерметизации или повреждения.

Неуверенный пуск мотора

Если мотор запускается слишком долго, глохнет и пропускает зажигание, то причиной этого может быть слишком низкое давление или износ деталей насоса.

Неуверенное включение — первый признак скорого отказа прибора.

Причины неполадок и перечень неисправностей бензонасоса

Основными причинами выхода бензонасоса из строя являются поломки деталей, износ трущихся поверхностей, засорение и разгерметизация топливопровода. Проблемы с запуском мотора могут возникнуть также при неправильной работе электронного блока (ЭБУ) и датчиков.

Грязь и донные отложения в баке

Крупные частицы примесей, окислов и металла быстро забивают фильтр тонкой очистки и могут частично попадать в топливную систему. Слой загрязнений осложняет работу рабочей части устройства и препятствует свободному прохождению топлива.

Езда с засоренным фильтром приводит к топливному голоданию и перегреву насоса.

замена топливного фильтра
Засоренный фильтр может вывести топливный насос высокого давления из строя.

Неисправность электромотора бензонасоса

Если насос издает характерный гул, но мотор не запускается, причиной проблемы может являться поломка электропривода. Для исключения других неисправностей измеряют напряжение на всех контактах насоса. Наиболее частая причина отключения привода — окисление соединений.

Низкий уровень топлива в баке

Привычка ездить при небольшом количестве горючего существенно сокращает срок службы насоса.

Не будучи погруженным в топливо, он перегревается и активнее расходует дополнительную смазку. Сильнее всего это проявляется у дизельных автомобилей.

Износ подшипников

Износ подшипников регулятора и кулачкового вала приводит к запаздыванию подачи горючего, нарушению его распределения в секциях, сокращению времени впрыска и другим негативным последствиям. Основные причины истирания поверхностей — это длительная эксплуатация, коррозия вследствие попадания воды, недостаток смазки или перенагрузка.

Заклинивание роликов

Заклинивание и заедание роликов происходит при недостаточном количестве смазки или засорении топливопровода.

Признаками этой неисправности являются вибрация, нестабильная работа мотора при движении и перегрев корпуса насоса.

Поскольку при заклинивании поверхности частично схватываются, на роликах образуются участки среза (лыски). Это влияет на угол опережения впрыскивания.

Заедание толкателя

Заедание толкателя в отверстии насоса приводит к полному отказу устройства. Заклинивание происходит при загрязнении или недостатке смазки. В некоторых случаях толкатель смещается и заедает из-за срыва болта или ослабления гайки. Это увеличивает риск появления других неисправностей: износа подшипников, поломки плунжеров и др.

Сбои в подаче и равномерном распределении топлива

Если забита сетка грубой очистки на выходе из топливного бака, то горючее не может равномерно поступать в систему. Давление в магистрали и рабочей камере насоса падает, что приводит к снижению мощности мотора и работе бензонасоса с повышенной нагрузкой.

 

При загрязнении фильтра грубой очистки его достаточно промыть в чистом топливе и установить на место. В процессе снятия детали важно обратить внимание на состояние уплотнителей и прокладок, поскольку негерметичные соединения также могут понизить давление в магистрали.

система подачи топлива инжекторного двигателя
Система подачи топлива.

Поломка подшипников кулачкового вала

Поломка подшипников вала приводит к резкому падению мощности мотора, неустойчивой работе на малых оборотах, появлению дыма в выхлопе и перегреву насоса. Наиболее часто причиной этой проблемы становится загрязнение масла и топлива частицами окислов, кремнезема и металлической стружки.

Реле бензонасоса

Реле — это элемент электрической системы ТНВД, который отвечает за подачу тока при включении зажигания. В момент запуска двигателя или повышения оборотов оно создает необходимое напряжение в системе, а затем отключает насос. Это позволяет продлить срок службы последнего и предупредить его перегрев.

При поломке реле работа топливной системы может прекратиться полностью.

Разгерметизация

Разгерметизация клапанов вызывает потерю давления в топливной системе и повышенный износ ТНВД. Поступление воздуха может спровоцировать пропуски вспышек и отказ секций насоса. Причиной может стать как поломка самих клапанов, так и нарушение герметичности прокладок.

Если при обследовании насоса не было выявлено трещин и повреждений, а проблема не исчезла после замены прокладок, то следует искать утечку в других соединениях топливопровода.

Неисправности рейки топливного насоса

Неисправность рейки считается одной из самых опасных для двигателя поломок насоса. Если ее подвижность нарушается при максимальной подаче, то происходит резкое повышение оборотов, которое увеличивает износ ДВС. При заклинивании рейки в выключенном насосе запуск мотора становится невозможным.

При частичном заедании или коррозии детали двигатель начинает работать неустойчиво, с рывками и сильным шумом.

насос на столе у мастера
Одна из самых опасных для двигателя поломок насоса — неисправность рейки.

Предохранители

Распространенная причина поломки ТНВД — перегорание предохранителя его электрической цепи. При этом подача горючего в двигатель полностью прекращается. Расплавление элемента может быть вызвано коротким замыканием или выходом из строя реле.

Блоки предохранителей устанавливаются под капотом или регуляторами в салоне автомобиля. Нужный элемент маркирован надписью Fuel Pump.

Износ плунжерной пары

Износ плунжерной пары делает подачу горючего неравномерной, а при дальнейшей эксплуатации неисправного автомобиля приводит к разбалансировке работы двигателя. Быстрое истирание поверхности может быть вызвано загрязнением масла, а коррозия — попаданием воды в топливную систему.

Заклинивание плунжерной пары приводит к срезу шпонки и свариванию муфты с кулачковым валом. При этом частичная подача топлива в двигатель возможна, но необратимо нарушается угол опережения.

Непредусмотренное топливо

Если залить бензин в дизельный двигатель, это может привести к полному отказу насоса, поскольку легкое топливо практически не выполняет смазочную функцию.

После заправки машины непредусмотренным горючим мотор запустится за счет небольшого количества дизеля, который остался в баке, но при движении быстро заглохнет.

Чтобы исправить ошибку, потребуется промыть топливную систему. Если ошибка была обнаружена почти сразу, то достаточно будет слить бензин и осушить бак. При небольшой доле легкого топлива можно залить оставшийся объем дизелем и добавить небольшое количество смазки для профилактики перегрева.

Игнорирование индикатора проверки двигателя

Включение индикатора Check Engine может косвенно указывать на проблемы с ТНВД. При некритичных поломках он может перейти в режим низкого давления, что увеличит время открытия форсунки и снизит производительность мотора.

Поскольку системы непосредственного впрыска требуют высокого давления для создания топливно-воздушной смеси, такой режим сокращает срок службы двигателя.

горящий Check Engine
Горящий Check Engine также может свидетельствовать о неисправностях топливного насоса.

Неисправность электропроводки

Повреждение, коррозия или загрязнение проводов ухудшают контакты на клеммах ТНВД. Повышенное сопротивление на контактах уменьшает необходимый ток в системе и заставляет насос работать в неоптимальном режиме. Это может затруднить перекачку топлива в нескольких или всех цилиндрах.

Требуется перепрошивка системы

При неправильных настройках ЭБУ давление может оставаться низким даже при полной исправности деталей насоса. Электронный блок регулирует баланс между положением распределительного вала, состоянием клапанов и работой  бензонасоса, поэтому после перепрошивки системы проблема исчезает.

Некачественный антифриз

При недостатке или низком качестве антифриза тепло от топливного насоса не отводится в нужной мере. В высокотемпературном режиме усиливается износ трущихся деталей, снижается стабильность работы ДВС при нагрузках.

Датчики давления и температуры

Неисправный или неточный датчик может привести к снижению давления в топливной системе. В системах прямого впрыска такие устройства используют для контроля положения клапанов и повышения эффективности сгорания смеси, однако неправильные данные приводят к сбоям и переходу системы в безопасный режим.

Если считываемые показатели находятся вне установленных пределов, то ЭБУ переводит насос в режим низкого давления, что сказывается на работе двигателя.

проверка датчика температуры
Неисправность датчиков приводят к сбоям в работе двигателя.

Дополнительные настройки компьютерной системы автомобиля

Настройки двигателя, которые повышают давление и интенсивность впрыска, могут вызвать перегрев рабочих поверхностей и сократить срок службы ТНВД.

При неправильном подключении оборудования в процессе тюнинга напряжение на входе в насос может оказаться слишком низким, чтобы обеспечить его стабильную работу. Для восстановления питания необходимо полностью обследовать электрическую систему автомобиля.

Течи

Утечки топлива снижают номинальное давление в магистрали и вызывают проблемы с запуском двигателя. Сильнее всего такая неисправность влияет на работу дизельных и инжекторных моторов. Проблему определяют путем визуального осмотра и измерения давления покоя.

Производственный брак

При производственном браке неисправности могут наблюдаться в любой из вышеперечисленных систем. Причинами отказа насоса могут стать трещины в конструктивных элементах, нарушение герметичности, потеря контакта на проводке и датчиках топлива.

Предупредить появление такой проблемы с помощью профилактики не получится, но чаще всего ее можно исправить в порядке гарантийного ремонта.

Диагностика и проверка бензонасоса

Диагностика топливного насоса может осуществляться такими методами:

  • проверкой прокачки горючего с помощью ручного насоса (струя бензина или дизеля должна подаваться в такт движениям);
  • проверка работы самого бензонасоса путем прямого соединения проводами с аккумулятором;
  • осмотром корпуса и фильтров насоса;
  • измерением давления в топливопроводе (на холостых оборотах оно должно составлять от 0,23 кПа, после пуска мотора — 0,3 кПа, а при сжатой трубке обратной подачи — не менее 0,4 кПа);
  • проверкой предохранителей и реле бензонасоса , а также всех электрических контактов и разъемов с помощью мультиметра.

Нюансы осуществления ремонта и замены бензонасоса

Для ремонта насоса нужно:

  1. Выключить двигатель. Снять клеммы с аккумулятора автомобиля и отсоединить шланги, подходящие к агрегату.
  2. Демонтировать и аккуратно разобрать насос. При этом нужно обратить внимание на датчик уровня топлива и соединенный с ним поплавок, который можно оборвать при вынимании модуля бензонасоса.  Процесс разборки рекомендуется фиксировать в заметки или фотографировать, чтобы не забыть последовательность установки деталей.
  3. Проверить клапаны, ролики, подшипники, плунжеры, рейки и диафрагму. Почистить все поверхности растворителями или карбклинерами.
  4. Установить новую деталь взамен поврежденной, выполнить монтаж насоса в обратном порядке.

В домашних условиях ремонтируют преимущественно механические насосы для карбюраторов. Износившиеся подшипники, диафрагму, пружины и клапаны можно заменить самостоятельно.

Ремонт электрических насосов, особенно для дизельных двигателей, выполняют в сервисных центрах.

Он может предполагать полную очистку топливной системы, регулировку опережения впрыска, замену привода, муфты и плунжерных пар.

Профилактика поломок бензонасоса

Чтобы продлить ресурс работы насоса и предупредить проблемы с двигателем, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • регулярно проходить техобслуживание, обращать внимание на датчики работы мотора;
  • обследовать топливный фильтр при каждом плановом ремонте, менять его через каждые 5-15 тыс. км (частота зависит от типа мотора и качества горючего);
  • контролировать чистоту топливного бака и фильтра грубой очистки;
  • избегать езды при включенной лампочке заправки, особенно на дизельных автомобилях;
  • исключить механическое воздействие на корпус насоса, при ТО обследовать его на предмет вмятин, трещин и следов глубокой коррозии;
  • не отогревать двигатель горячей водой;
  • заправлять машину на проверенных станциях, следить за тем, чтобы в бак не попадали вода и непредусмотренное горючее.

Средний срок службы ТНВД составляет 200 тыс. км. Первые признаки неисправностей, особенно при использовании некачественного топлива, могут возникнуть уже после 80-100 тыс. км.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
GlavBoard.ru Каталог webplus.info Каталог сайтов Всего.RU