Как снизить расход топлива на ГАЗ-53

Средний расход топлива на ГАЗ-53 зависит от года выпуска машины и типа установленного силового агрегата. Грузовики оснащались бензиновыми карбюраторными моторами с 6 и 8 цилиндрами, которые совершенствовались в процессе производства. Автомобиль не отличается высокой экономичностью, но благодаря крепкой и простой конструкции часто используется для доставки грузов в сельской местности.

ГАЗ-53
Расход топлива ГАЗ-53 зависит от года выпуска машины.

Описание и характеристики ГАЗ-53

Разработка нового среднетоннажного грузовика началась на заводе ГАЗ в 50-е гг. XX в. под руководством главного конструктора А.Д. Просвирина. Параллельно создавалась модификация ГАЗ-52, которая предназначалась для замены ГАЗ-51А.

Одновременно конструкторы работали над проектом рядного 6-цилиндрового двигателя с верхнеклапанной схемой газораспределения и головкой с форкамерами. Но из-за возникших проблем было решено использовать V-образный силовой агрегат, построенный на базе мотора от легковой машины ГАЗ-13 «Чайка».

Технические характеристики

Грузовик базируется на рамном шасси, отличающемся большим запасом прочности. Места водителя и пассажира находятся в цельнометаллической кабине с панорамным лобовым стеклом. Имеется система вентиляции и отопления, рулевая колонка жестко закреплена на каркасе панели приборов. Гидравлический усилитель руля не предусматривался, тормозная система барабанного типа с вакуумным блоком, снижающим нагрузку на водителя.

Основные параметры бортовой модификации:

  • длина — 6394 мм;
  • ширина (без зеркал) — 2020 мм;
  • высота — 2220 мм;
  • снаряженный вес — 3200 кг;
  • грузоподъемность — до 4500 кг;
  • максимальная скорость — 90 км/ч.

Двигатель и ходовая часть

На классическом ГАЗ-53 использован двигатель с V-образным 8-цилиндровым блоком, оборудованный системой принудительного жидкостного охлаждения. В состав трансмиссии входят 4-скоростная коробка, муфта сцепления сухого типа, карданный вал с промежуточной опорой и главная пара с шестернями, имеющими гипоидное зацепление. Передний мост установлен на листовых рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами, сзади применены дополнительные рессоры (начинают работать при полной загрузке кузова машины).

Двигатель и ходовая часть ГАЗ-53
На классическом ГАЗ-53 используется 8-цилиндровый двигатель.

Модификации  ГАЗ-53

Завод производил несколько модификаций грузовика, которые отличались оформлением передней части кабины, мощностью силового агрегата, конструкцией элементов трансмиссии и светотехникой. Стандартный 90-литровый топливный бак по умолчанию находился в нише под кабиной, горловина выведена на боковину позади двери водителя.

... о параметрах модели

На части машин использовался дополнительный резервуар для топлива вместимостью 105 л, расположенный на лонжероне рамы.

ГАЗ-53Ф

Первые образцы грузовика, получившего обозначение ГАЗ-53Ф, были отгружены в конце 1961 г. Под капотом располагался 6-цилиндровый нижнеклапанный мотор мощностью 82 л. с. (форсированная версия агрегата от ГАЗ-51А). Машина отличалась оформлением передка, фары располагались над габаритными огнями. Грузовик сохранил задний мост разъемной конструкции, передние рессоры устанавливались в резиновых опорах, что снизило трудоемкость обслуживания. Автомобиль сняли с конвейера в начале 1967 г., на январь 2021 г. сохранившихся экземпляров не обнаружено.

Расход топлива ГАЗ-53Ф на сельской дороге
ГАЗ-53Ф имеет 6-цилиндровый мотор.

ГАЗ-53А

Модификация с 8-цилиндровым двигателем мощностью 115 л. с. и грузоподъемностью 4000 кг начала выпускаться с лета 1965 г. Грузовик отличался оформлением передка, стоял задний мост типа «банджо» с гипоидной главной парой. Завод выпускал шасси для установки специальных надстроек (например, платформ для перевозки мусора), на коробке предусматривалось окно для монтажа насоса гидравлической системы.

Существовало специальное шасси 53-02 для постройки самосвала (под марками ГАЗ-САЗ-53Б).

ГАЗ-53-12

Модель 53-12 отличалась повышенной до 4500 кг грузоподъемностью и 120-сильным мотором с винтовыми каналами впуска. Задняя подвеска имела усиленные рессоры, в коробке отсутствовали синхронизаторы. Модернизация позволила снизить расход горючего на 7%, грузовик продержался на конвейере до 1992 г.

Расход топлива ГАЗ-53-12 на загородной трассе
ГАЗ-53-12 отличается повышенной грузоподъемностью.

ГАЗ-5327

Эта модель выпускалась всего 8 лет и последняя машина сошла с конвейера в 1992 году. Двигатель, выдававший мощность в 100 л.с., был рассчитан на заправку пропаном.

Другие модификации

Завод предлагал более 100 модификаций ГАЗ-53, рассчитанных на различные условия эксплуатации. Например, в 80-х гг. прошлого века производился бортовой 53-19 с мотором, рассчитанным на использование бензина и сжиженного нефтяного газа. Для нужд предприятий КаВЗ, СаРЗ и ТаРЗ собиралось автобусное шасси с амортизаторами для заднего моста и улучшенной тормозной системой. Завод ГАЗ предлагал технику в тропическом исполнении или рассчитанную на эксплуатацию на Крайнем Севере.

Официальный и реальный расход топлива ГАЗ-53

Производитель не публиковал официальных данных о расходе топлива на 100 километров пробега. Для списания ГСМ использовались нормы, учитывавшие условия работы машины (зимой или летом) и тип установленного оборудования. В нормативах предусматривался запас, позволявший водителям экономить бензин, который затем использовался для заправки частного транспорта.

... о расходе топлива

Исправный грузовик, эксплуатирующийся с расчетной загрузкой, вписывается в заявленные заводом рамки без затруднений.

Бензин

Линейная базовая норма расхода топлива на ГАЗ 53 с V-образным мотором установлена на уровне 25 л на «сотню» для летнего периода. Зимой из-за необходимости прогрева и пробуксовки ведущих колес введен поправочный коэффициент, расход составляет 27,5 л. Владельцы бортовой техники отмечают, что при движении по ровному загородному шоссе машина укладывается в 20-22 л, в городе параметр достигает 25-26 л. При эксплуатации по грунтовым дорогам после дождя расход топлива  ГАЗ-53 этой модели доходят до 35-37 л на 100 км пробега.

Бензин
Норма расхода топлива установлена на уровне 25 литров на 100 км.

Расход топлива на модификации ГАЗ-53Ф с грузоподъемностью до 3,5 т с максимальной скоростью — 75км/ч  составлял 22-25 л/100 км. Сейчас вы вряд ли встретите на ходу автомобиль этой серии. Последние его экземпляры сошли с конвейера в 1967 году.

... о других модификациях

Поколение ГАЗ-53А — самое массовое производство этого семейства. Завод его выпускал с 1964 по 1983 годы.

Расход топлива ГАЗ-53А составлял 25-28 л/100км. Это при показателе максимальной загрузки в 4 тоны и скорости 85 км/ч.

Расход топлива ГАЗ-5312 доходил до 30 л/100км. Это не только самая «прожорливая» модель в семействе ГАЗ-53, но и самая мощная (120 л.с. при грузоподъемности — 4,5 т) .

Дизель

Завод ГАЗ никогда не устанавливал на серийные грузовики 53-го семейства дизельные моторы. Двигатели с воспламенением от сжатия появились на поколении 3307, унифицированном по раме и ряду деталей шасси с предшественником. Многие владельцы устанавливают дизели ММЗ Д-245 (автомобильная модификация тракторного агрегата) на грузовики, средний расход топлива при движении по трассе составляет 14-16 л, в городских условиях параметр доходит до 20-22 л, а на бездорожье требуется 27-30 л горючего на 100 км пробега.

Что влияет на расход топлива ГАЗ-53

Факторы, негативно влияющие на экономичность грузового автомобиля:

  • перегрузка платформы или эксплуатация с прицепом;
  • пониженное давление в шинах или использование покрышек с изношенным протектором;
  • установка фургона (рост лобового сопротивления увеличивает расход топлива на 10-15%);
  • использование топлива с низким качеством;
  • неисправность тормозной системы, постоянный контакт между колодкой и барабаном приводит к увеличению сопротивления качению;
  • движение с резкими разгонами до срабатывания ограничителя оборотов;
  • эксплуатация с короткими поездками на расстояние 2-3 км;
  • длительная работа двигателя в режиме холостого хода.

Как можно снизить потребление топлива

Для повышения экономичности необходимо:

  • своевременно обслуживать двигатель и проводить замену воздушного фильтра;
  • применять моторные масла с повышенной текучестью;
  • контролировать давление в камерах перед каждым выездом;
  • передвигаться по загородным трассам со стабильной скоростью, избегая резких ускорений;
  • плавно снижать скорость перед заторами либо светофорами (с соблюдением правил дорожного движения);
  • провести регулировку карбюратора и откорректировать его настройки;
  • следить за состоянием топливного фильтра;
  • периодически настраивать и обслуживать карбюратор;
  • проводить периодическую настройку распределителя и устанавливать новые свечи и провода высокого напряжения;
  • поддерживать нормативный вес и избегать перевозки балласта.

Проверка воздушного фильтра

Для очистки моторного масла на всех моторах использован инерционно-масляный узел с многоразовым элементом из капрона.

Проверка воздушного фильтра
Для очистки моторного масла используется воздушный фильтр.

Частицы пыли, отделенные от воздуха, оседали в масле и на поверхности вставки. По мере загрязнения падает эффективность очистки, но сопротивление потоку не сказывается на экономичности. Некоторые владельцы устанавливают кассеты с элементом сухого типа (от автобусов марки КаВЗ), в этом случае при загрязнении сменного фильтра увеличивается сопротивление, что приводит к росту расхода горючего и провалам при резком нажатии на акселератор.

Использование легких моторных масел

Двигатели рассчитаны на использование минерального масла марок АС8 или М8Б, теряющего текучесть при температуре воздуха ниже -10°С. Для обеспечения легкого пуска и снижения потерь на трение в картер можно заправлять синтетическое или полусинтетическое масло. На двигателях с пробегом возможно появление течи через сальники или прокладки, связанное с высокой текучестью материала.

... о техническом обслуживании

Рекомендуется проводить замену масла через каждые 6-8 тыс. км пробега (в зависимости от состояния поршневой группы и условий эксплуатации).

Проверка давления в покрышках

Давление воздуха в шинах оказывает влияние на экономичность и безопасность эксплуатации. Перед выездом следует проверять параметр манометром и доводить давление до нормативного значения. При движении на частично надутых покрышках потребление бензина возрастает на 10-15% при одновременном ухудшении управляемости. Перекачивать шины не следует, поскольку камера может лопнуть при попадании колеса в яму.

Проверка давления в покрышках
Давление воздуха оказывает влияние на безопасность.

Поддержание стабильной скорости

Водитель может уменьшить затраты топлива поддержанием равномерной скорости при движении по шоссе и использованием инерционного наката. Глушить двигатель на затяжных спусках запрещено, поскольку отключается вакуумный усилитель тормозов и экстренно остановить грузовик не удастся. После старта необходимо плавно разогнаться до скорости 65-70 км/ч с переключением передач вверх и поддерживать темп частичным нажатием на акселератор.

Мягкое торможение

Плавное снижение скорости позволяет снизить затраты бензина на 5-7%. При приближении к светофору необходимо плавно нажимать на педаль тормоза, к моменту включения зеленого сигнала машина будет катиться и для разгона потребуется меньшая порция топлива. Использование методики в плотном городском трафике затруднительно, поскольку легковые автомобили будут обгонять грузовик и вклиниваться в идущий впереди поток.

Мягкое торможение
Мягкое торможение позволяет снизить затраты бензина.

Экономичный карбюратор

На машине используется карбюратор с 2 камерами (на 4 цилиндра каждая) и падающим потоком, предусмотрены экономайзер холостого хода и ускорительный насос, подающий дополнительную порцию бензина при резком разгоне. Для контроля расхода топлива нужно периодически проводить регулировку карбюратора.

... о расходе топлива

Для снижения затрат топлива необходимо регулировать качество смеси и настраивать уровень горючего в поплавковой камере. Следует периодически очищать узел от налета масла и нагара, проверять герметичность прокладок и настраивать минимальные обороты холостого хода.

Уменьшение использования электроники

На борту грузовиков ГАЗ-53 отсутствует электроника и используется минимальное количество потребителей электроэнергии (внешнее освещение, система зажигания, подсветка приборов и мотор вентилятора отопителя). Пытаться сэкономить топливо путем отключения фар или габаритных огней бессмысленно, двигатель будет расходовать на 200-250 мл бензина меньше, но одновременно снизится безопасность движения.

Использование электроники на ГАЗ-53
На борту ГАЗ-53 отсутствует электроника.

Проверка системы зажигания

Автомобиль оборудован искровой системой зажигания с распределителем и катушкой зажигания. Водителю необходимо проверять зазор между контактами и устанавливать корректный угол опережения подачи искры, чтобы избежать раннего или позднего зажигания.  При ошибочной настройке или пробое высоковольтных проводов мотор плохо заводится и работает с перебоями. При разгоне требуется подача дополнительной порции горючего, которая заливает контакты свечей и ухудшает условия работы системы зажигания. Расход увеличивается на 4-5 л на 100 км пути, одновременно происходит ускоренный износ поршневой группы.

Уменьшение веса авто

Нагрузка оказывает прямое влияние на экономичность силового агрегата, при перевозке избыточного веса возможно разрушение бортовой платформы, появление трещин на лонжеронах рамы или чулках мостов, поломка листов рессор или подушек. Одновременно не следует убирать узлы, необходимые для нормальной эксплуатации (например, запасное колесо или дополнительный бак для горючего).

Установка ГБО на ГАЗ-53

Поскольку одним из недостатков грузовика является большой расход бензина, то практикуется установка газобаллонного оборудования с внесением изменений в документы. Под капотом находится редуктор для снижения давления газа, баллоны располагают под бортовой платформой или по бокам от лонжеронов рамы.

... об установке ГБО

На двигателе сохраняется карбюратор, бензин используют в момент пуска и прогрева силового агрегата.

Как снизить расход газового топлива

При эксплуатации ГБО необходимо регулярно обслуживать и промывать редуктор (в соответствии с рекомендациями изготовителя). Следует следить за состоянием воздушного фильтра и свечей  зажигания, устранять забор воздуха через щели (например, в карбюраторе) и регулировать зазор в газораспределительном механизме. При температуре воздуха ниже -5°С требуется прогревать мотор на бензине до +40°С, а затем переключать на газ. Холодный редуктор не обеспечивает снижение давления газа, что приводит к обогащению смеси и увеличению расхода на 3-4 л на 100 км пути.

Ссылка на основную публикацию
GlavBoard.ru Каталог webplus.info Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости