ГАЗ 66: расход топлива на 100 км у авто с двигателем

Каков реальный расход топлива ГАЗ-66

При эксплуатации армейского грузового автомобиля ГАЗ-66 расход топлива не падает ниже 20 л на 100 км пути при движении по шоссе, а в условиях тяжелого бездорожья параметр увеличивается в 2 раза. Для повышения экономичности владельцы устанавливают дизельные моторы или переводят карбюраторные агрегаты на газообразное топливо.

ГАЗ 66
ГАЗ 66

Характеристики ГАЗ-66

Рамный автомобиль ГАЗ-66 с кабиной, расположенной над двигателем, был создан для вооруженных сил СССР. Первые образцы были готовы в 1957 г., однако серийное производство было развернуто после начала сборки V-образного 8-цилиндрового двигателя ЗМЗ.

Конструкция армейской машины была частично унифицирована с гражданским грузовиком модели ГАЗ-53, что снижало себестоимость продукции.

История изготовления

В послевоенные годы Горьковский автозавод освоил производство машины ГАЗ-51 и унифицированного армейского варианта ГАЗ-63. Но спустя 10 лет автомобили устарели и перестали устраивать основного заказчика, поэтому завод разработал проект новой машины с улучшенными техническими характеристиками. Серийное производство армейского грузовика ГАЗ-66 со 125-сильным бензиновым двигателем началось в 1964 г., а спустя 5 лет продукции был присвоен знак качества. Автомобиль поставлялся и гражданским заказчикам, а также вывозился в страны социалистического лагеря.

В процессе производства было проведено несколько модернизаций, направленных на снижение расхода топлива и повышение безопасности эксплуатации (например, поменялась светотехника и были улучшены тормозные характеристики). К середине 90-х гг. завод испытывал трудности со сбытом устаревшего грузовика, поэтому в серию пошла капотная модель 3308 Садко, унифицированная по кабине с гражданской модификацией 3307 и сохранившая ходовую часть и трансмиссию от предшественника. Модификации Садко продержались на конвейере до начала 2020 г.

новый ГАЗ-66
новый ГАЗ-66

Внутреннее устройство ГАЗ-66

Силовой агрегат расположен в передней части рамы. Крутящий момент преобразуется 4-ступенчатой коробкой передач и 2 скоростным раздаточным редуктором, что позволяет отключить привод на передние колеса. Мосты установлены на листовых рессорах, спереди использованы гидравлические амортизаторы. В стандартное оснащение машины входил гидравлический усилитель руля (гражданские ГАЗ-53 подобным узлом не оснащались). Для перевозки груза или людей использовалась платформа с брезентовым тентом, грузоподъемность составляла 2 т (при собственной массе 3,47 т).

В кабине ГАЗ-66, изготовленной из стального листа (на десантной модели применялась крыша из брезента) расположены сиденья водителя и сопровождающего, разделенные капотом двигателя. Для обслуживания силового агрегата необходимо откинуть кабину вперед. Часть операций можно выполнять из салона, сняв металлическую крышку.

Рычаги управления трансмиссией расположены в узкой нише между задней стенкой капота и перегородкой кабины, затрудняя переключение для неопытного водителя.

Модификации ГАЗ-66

За годы производства с завода ГАЗ вышло несколько десятков модификаций грузового автомобиля:

  • Модификации ранний базовый вариант ГАЗ-66, не оснащенный системой регулировки давления в шинах;
  • ранняя версия 66А, оборудованная лебедкой, но не имевшая регулировки давления в шинах;
  • десантная модель ГАЗ-66Б, отличавшаяся складной крышей кабины и откидными рулевым колесом и рамкой ветрового стекла;
  • модификация ГАЗ-66Ф, оснащенная лебедкой и экранированными цепями электрооборудования, но без регулировки давления в шинах;
  • серийный 66-01, оснащенный регулировкой давления (без лебедки);
  • версия ГАЗ-66-02, отличавшаяся от 66-01 установкой лебедки;
  • модификация 66-11, вошедшая в серию с 1985 г. и являвшаяся модернизированным вариантом 66-01;
  • модель 66-16, отличавшаяся увеличенной на 300 кг грузоподъемностью и выпускавшаяся в 1991-92 гг.;
  • версии 66-21 и 66-22, отличавшиеся применением шин с дорожным рисунком протектора (на заднем мосту устанавливались сдвоенные покрышки);
  • шасси 66-31, предлагавшееся для установки самосвальных надстроек (в трансмиссии имелась коробка отбора мощности для привода насоса гидравлической системы).

Все перечисленные выше модификации существовали в тропическом исполнении, рассчитанном на эксплуатацию в жарком и влажном климате (предлагались на экспорт).

Завод отгружал заказчикам шасси, на которые затем ставились специальные надстройки. Например, в вооруженные силы СССР поступали санитарные модификации и дезинфекционные машины, а также платформы для перевозки понтонных парков. Гражданские службы ставили на шасси фургоны для доставки продуктов или медицинского персонала в отдаленные населенные пункты страны. Некоторое количество шасси с полным приводом было построено в автобусной модификации и использовалось заводом ПАЗ при сборке машин ПАЗ-3201 и 3206.

На перечисленных выше моделях ГАЗ-66 использовались варианты бензинового карбюраторного двигателя ЗМЗ-513, построенного на основе V-образного 8-цилиндрового блока. Силовой агрегат развивал мощность до 125 л. с., для изготовления блока и головок использовался алюминиевый сплав. Степень сжатия не превышала 7,6 единицы, в качестве топлива использовался бензин с октановым числом от 76 единиц по моторному методу.

После начала поставок машин гражданским покупателям появились дизельные модификации с пониженным расходом горючего.

Серийные версии машины ГАЗ-66 с автодизелем:

  1. В 1995 г. началась сборка грузовиков и шасси 66-40, оборудованных рядным 4-цилиндровым мотором ГАЗ-5441 с системой принудительного воздушного охлаждения. Двигатель был оснащен турбиной, позволившей довести мощность до 116 л.с. Автомобили отличались повышенной до 2,3 т грузоподъемностью, система подкачки шин и лебедка устанавливались по заказу.
  2. С 1993 г. небольшими партиями собирались шасси и бортовые грузовики с 85-сильной атмосферной модификацией дизеля ГАЗ-544 и системой дистанционной регулировки давления в шинах (лебедка ставилась по заказу). Сборка машин прекратилась в 1995 г. из-за начала выпуска модификации с турбодизелем.

Характеристики автомобиля

Технические параметры автомобиля с бензиновым мотором и лебедкой:

  • Характеристикидлина — 5806 мм;
  • ширина — 2322 мм;
  • высота с тентом — 2520 мм;
  • межосевое расстояние — 3300 мм;
  • клиренс (под картерами мостов) — 315 мм;
  • максимальный вес с грузом — 5940 кг;
  • скорость хода по шоссе — до 90 км/ч;
  • запас топлива — 210 л (2 симметричных бака на лонжеронах рамы);
  • запас хода (по контрольному расходу бензина) — не менее 1050 километров.

Расход топлива на ГАЗ-66 по паспорту

Завод производил замеры расхода топлива в условиях полигона и в ходе испытательных пробегов. В документации указывался контрольный расход горючего, полученный при равномерном движении полностью загруженного исправного грузовика на горизонтальном участке шоссе. Завод ГАЗ серийно не выпускал машины модели 66 с газобаллонным оборудованием, модернизация проводится владельцами машин.

Бензиновые двигатели

Расход топлива на 100 км пути для бензиновых версий составляет:

  1. Для 120-сильной модификации, выпускавшейся до 1985 г., заводом установлен контрольный расход бензина на уровне 24 л на 100 км пути. Параметр предназначен для оценки технического состояния автомобиля.
  2. Проведенная в 1985 г. модернизация позволила повысить мощность до 125 л. с. и снизила контрольный расход до 22 л на 100 км пути.
  3. Для определения эксплуатационного расхода используются нормы, утвержденные Министерством транспорта РФ. Для ГАЗ-66 это значение находится в диапазоне от 28 до 31 л (в зависимости от типа надстройки). При установке оборудования с приводом от двигателя (например, бурильной станции) вводится дополнительный часовой норматив расхода горючего (до 10 л бензина в час, зависит от конструкции надстройки).
моторный отсек бензинового ГАЗ-66
моторный отсек бензинового ГАЗ-66

Дизельные моторы

Расход дизельного топлива установлен заводом ГАЗ на уровне:

  • 13,5 л при движении по горизонтальному шоссе с полной нагрузкой при скорости 40 км/ч;
  • 17,0 л при движении по горизонтальному шоссе с полной нагрузкой при скорости 60 км/ч.
Дизельный мотор ГАЗ-66
Дизельный мотор ГАЗ-66

ГБО

Завод проводил работы по монтажу газовой аппаратуры на ГАЗ-66, но падение мощности негативно сказывалось на динамических возможностях машины, одновременно снижая маневренность в условиях бездорожья. При установке газобаллонного оборудования потребление горючего составляло до 45 л, а в тяжелых дорожных условиях параметр увеличивался на 50-60%.

По результатам испытаний модификация с ГБО в серию не вошла (дополнительной причиной стала сниженная из-за веса баллонов грузоподъемность).

Реальные показатели расхода топлива на ГАЗ-66

При эксплуатации грузовых автомобилей с системой полного привода расход зависит от ряда факторов:

  • степени загрузки платформы;
  • состояния дорожного полотна;
  • правильности регулировки карбюратора и системы зажигания;
  • своевременности переключения передач;
  • положения рычага включения привода переднего моста (при отключенном редукторе расход падает);
  • состояния поршневых колец и газораспределительного механизма двигателя;
  • легкости вращения валов в коробке скоростей и шестерен редукторов мостов;
  • исправности тормозной системы.

ГАЗ-66 модификация ГБО

Модификации с ГБО сжигают в среднем от 45 до 50 л газа, что зависит от модели редуктора; на бездорожье параметр увеличивается до 70-80 л. Низкий крутящий момент двигателя при эксплуатации на газообразном топливе вынуждает владельцев сохранять штатные бензиновые баки. Некоторые водители снимают ГБО или переоборудуют машины на дизели от тракторов МТЗ.

ГАЗ-66 на бензине

Расход бензина на моторах ГАЗ-66 составляет:

  • на шоссе с твердым покрытием при разгонах до 80 км/ч, полной нагрузке и установленном тенте — до 30 л горючего на 100 км пути;
  • в городских пробках — до 40-45 л, в небольших населенных пунктах — до 30 л;
  • при эксплуатации в условиях тяжелого бездорожья — свыше 40 л, что заставляет водителей перевозить дополнительные емкости с топливом.

Дизельное авто

В тяжелых дорожных условиях расход доходит до 30 л на 100 км пути. На шоссе автомобиль укладывается в 16-18 л (при движении со скоростью не выше 70 км/ч). Для обогрева кабины используются радиатор, введенный в масляную систему, и дополнительный воздушный нагреватель. В зимнее время расход увеличивается на 2-3 л, которые необходимы для работы отопителя. В городском режиме эксплуатации грузовик сжигает от 22 до 24 солярки (зависит от плотности потока и температуры воздуха).

На расход дизельного топлива влияет состояние системы охлаждения двигателя. При загрязнении ребер возникают локальные зоны перегрева и ухудшаются условия смазки мотора. Износ поршневой группы либо неправильная регулировка насоса увеличивает затраты горючего на 20-25%.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
GlavBoard.ru Каталог webplus.info Каталог сайтов Всего.RU