Содержание
Фиксируемый бортовым компьютером расход топлива ВАЗ-2113 является косвенным признаком исправности двигателя и агрегатов трансмиссии. Согласно заводской документации, затраты бензина в городских условиях не превышают 10 л на 100 км пути, увеличение параметра на 15-20% указывает на неисправность систем впрыска горючего и нейтрализации отработавших газов.
При поломке компонентов в комбинации приборов включается значок Check Engine, указывающий водителю на необходимость проверки двигателя автомобиля.
Характеристики ВАЗ-2113
Легковой автомобиль ВАЗ-2113 с передними ведущими колесами и 3-дверным кузовом типа хэтчбек является модернизированным вариантом машины ВАЗ-2108, запущенной в серийное производство в конце 1984 г. Проведенная в 2003 г. доработка (поколение Samara 2) коснулась переднего оперения и оптики, был переработан интерьер салона, а под капотом стали устанавливаться моторы системой распределенного впрыска топлива.
Передние кресла получили усиленные каркас и подушки с улучшенной эргономикой, но заднее сиденье сохранило монолитную спинку (на части машин с подголовниками), ограничивающую полезный объем багажного отделения.
На машинах использовались рядные 4-цилиндровые двигатели, рассчитанные на бензин с октановым числом не ниже 95 единиц:
- 77-сильный ВАЗ-2111 (позднее мощность увеличили до 79 л. с. путем использования новой программы в блоке управления) объемом 1499 см³;
- 81-сильный ВАЗ-21114, отличающийся увеличенным до 1596 см³ объемом цилиндров и сниженной на 0,2 единицы степенью сжатия;
- 82-сильный ВАЗ-11183 с электронным приводом дроссельной заслонки, позволившим снизить токсичность выхлопа до требований стандарта Евро-4 (использовался с 2011 г.);
- 90-сильный ВАЗ-21124, оснащенный 16-клапанной головкой и 2 распределительными валами (ограниченные партии машин отгружались заводом с весны 2010 г.);
- 98-сильный ВАЗ-21126 с 16-клапанным механизмом газораспределения.
Контроллер управления впрыском топлива работает совместно с датчиками, установленными на двигателе и в выхлопной системе. Система зажигания оборудована модулем с катушками, регулировка момента опережения подачи искры определяется в соответствии с температурой двигателя и режимами работы силовой установки.
Водителю не требуется регулировать зажигание и качество смеси, уход заключается в своевременной замене изношенных датчиков или восстановлении изоляции на жгутах проводки.
Вне зависимости от модели двигателя на машинах использовалась механическая 5-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на передачах переднего хода. Тормозная система автомобиля разделена на 2 независимых гидравлических контура, блок ABS не предусматривался. На машинах сохранилось рулевое управление реечного типа, колонка регулируется только по углу установки.
Завод не стал дорабатывать силовую структуру кузова, поэтому фронтальные подушки безопасности ни на одном ВАЗ-2113 не устанавливались.
Официальные данные о расходе топлива ВАЗ-2113
Перед началом производства новой модели завод проводит сертификационные испытания, позволяющие определить эксплуатационные характеристики автомобиля. Данные получают в ходе испытательных пробегов на треках или в приближенных к стандартным условиях.
Поскольку испытания проводят опытные сотрудники завода, прошедшие обучение, то полученный расход топлива отличается от реальных значений в меньшую сторону.
Расход топлива ВАЗ-2113 на двигателе 1,5л на 79 л с
Заявленные заводом параметры:
- при эксплуатации в городских условиях двигатель потребляет 8,9 л топлива;
- при движении по загородному шоссе со скоростью до 90 км/ч затраты горючего снижаются до 5,7 л;
- в смешанном цикле машина расходует 7,8 л бензина на 100 км пробега.
На двигателе 1,6л на 81 л с
При использовании мотора ВАЗ-21114 расход горючего составляет:
- в условиях городских пробок — до 9,8 л;
- на трассе при скорости до 90 км/ч — 5,9 л;
- на загородном шоссе при скорости 120 км/ч — 7,4 л;
- в смешанном цикле (учитывает режим движения со скоростью 90 км/ч) — 7,8 л.
Механика 1,6 на 98 л с
На машинах с 98-сильным мотором заявленный расход составляет:
- в городском цикле параметр составляет не ниже 9,8 л;
- на трассе при скорости 90 км/ч мотор сжигает 5,2 л бензина;
- в усредненном цикле затраты горючего составляют 7,4 л.
Реальные показатели расхода топлива ВАЗ-2113
При эксплуатации автомобиля владельцы отмечают повышенный расход топлива, превышающий заявленные заводом значения на 5-10%. Причиной является несоблюдение условий эксплуатации (например, резкие разгоны или движение на пониженной передаче ухудшают экономичность в городе на 1,0-1,5 л). Следует учитывать, что завод производит замеры при положительной температуре воздуха и не учитывает переходные режимы работы (прогрев рубашки охлаждения).
При эксплуатации в мороз и на скользкой дороге расход горючего возрастает в городских условиях на 2-3 л.
В городе
В таблице приведены данные по расходу топлива в городских условиях, полученные на основе отзывов владельцев машин.
Тип двигателя | Мощность, л. с. | Расход горючего, л/100 км |
2111 | 79 | 9-11 |
21114 | 81 | 10-11 |
21126 | 98 | 10-12 |
Указанные значения получены водителями при спокойном режиме эксплуатации автомобиля в летнее время. При понижении температуры воздуха и поездках на короткие расстояния, не обеспечивающих прогрев мотора, затраты горючего в городских условиях доходят до 13-14 л.
По трассам
В таблице указаны эксплуатационные расходы топлива при движении по шоссе со скоростью 90 км/ч.
Тип двигателя | Мощность, л. с. | Расход горючего, л/100 км |
2111 | 79 | 6-7 |
21114 | 81 | 6-7 |
21126 | 98 | 5-6 |
Минимальный расход обеспечивает мотор ВАЗ-21126, обладающий повышенной мощностью и увеличенным крутящим моментом. По мере увеличения скорости движения возрастает сопротивление воздушного потока, приводящее к падению экономичности двигателя.
Например, при скорости 110-120 км/ч затраты горючего возрастают на 1,5-2 л, а при разгоне до 150-160 км/ч мотор сжигает не менее 10 л топлива (без учета затрат бензина на ускорение машины).
Причины повышенного расхода топлива ВАЗ-2113
Предпосылки увеличенного расхода топлива ВАЗ-2113:
- разрушение каталитического нейтрализатора отработавших газов;
- ошибочная информация от датчиков, отвечающих за поддержание стехиометрического состава смеси;
- износ электродов свечей или пробой изоляторов, нарушающие формирование искры;
- засорение воздушного фильтра, увеличивающее сопротивление на впуске;
- эксплуатация автомобиля с перегрузкой (например, с прицепом и дополнительным грузом в багажнике и салоне);
- несвоевременная замена топливного фильтра;
- неотрегулированное зажигание, которое проявляется в пропусках зажигания, а также в позднем или раннем зажигании;
- передвижение на машине с установленной корзиной багажника;
- установка на кузове машины дополнительных элементов, увеличивающих коэффициент аэродинамического сопротивления;
- пониженное давление в шинах, увеличивающее сопротивление качению;
- использование нестандартных покрышек, создающих дополнительное сопротивление;
- резкие ускорения с места, требующие сжигания дополнительного топлива;
- неудовлетворительное состояние тормозов и агрегатов трансмиссии, увеличивающее сопротивление качению;
- износ поршневой группы двигателя, приводящий к падению мощности;
- установка дополнительного электрооборудования, повышающего нагрузку на генератор и мотор.
Преимуществом машин, оборудованных системой распределенного впрыска горючего с электронным управлением, является функция диагностики. При обнаружении неисправностей на щитке приборов включается оранжевый индикатор Check Engine. Подключенный к разъему компьютер или смартфон с установленным программным обеспечением позволяет считать коды ошибок, записанные в памяти блока управления двигателем. После расшифровки значений владелец автомобиля определяет вышедшие из строя датчики, а затем осуществляет ремонт машины.
Можно ли снизить потребление
Если владелец хочет довести расход бензина до значений, близких к заводским параметрам, то необходимо:
- При разгоне плавно нажимать на педаль акселератора, контролируя мгновенный расход горючего с помощью бортового компьютера.
- Своевременно переходить на повышенную или пониженную передачу, не допуская работы двигателя на увеличенной частоте вращения или с перегрузкой.
- Использовать инерцию автомобиля и режим торможения двигателем.
- Снять с кузова машины посторонние элементы, не предусмотренные заводом (например, щиток на кромку капота или дефлекторы вдоль верхней кромки стекол в дверях).
- Перед началом поездки проверять давление в шинах, а затем довести параметр до рекомендованных заводом значений.
- Периодически проводить техническое обслуживание с оценкой состояния ступичных подшипников и тормозных механизмов. Заклинивание колодок приводит к повышению расхода топлива, перегреву колесной ступицы и нарушению управляемости автомобиля.
Для сокращения расхода горючего водителю необходимо перейти в режим движения на повышающей 5-й передаче со скоростью до 60 км/ч. Подобная методика позволяет уложиться в 3,9-4,0 л (по бортовому компьютеру) топлива и используется в случае необходимости доехать до заправочного комплекса. Повышение скорости до 80-90 км/ч увеличивает расход на трассе до 5,5 л (в салоне машины находятся 2 человека и груз весом 30-40 кг).