Содержание
Заявленный заводом-изготовителем расход топлива ВАЗ-21111 на 100 км находится в пределах 7,5-8,0 л при условии исправного состояния двигателя и агрегатов трансмиссии.
При резких разгонах или эксплуатации с прицепом параметр увеличивается на 10-15%, что не является неисправностью.
Но при дальнейшем повышении расхода владельцу необходимо провести диагностику систем подачи топлива и выпуска отработавших газов, позволяющую определить неисправные элементы.
Технические параметры ВАЗ-2111
Автомобиль ВАЗ-2111 с приводом на передние колеса, оснащенный кузовом универсал, был представлен Волжским автозаводом в 1997 г. На машинах первых лет выпуска встречались карбюраторные 1,5-литровые моторы, которые позднее были вытеснены агрегатами с распределенным впрыском горючего (вне зависимости от модели двигателя использовалась только 5-ступенчатая механическая коробка).
На машинах встречаются рядные 4-цилиндровые двигатели с системой принудительного жидкостного охлаждения:
- карбюраторный 2110, объем двигателя 1,5 л, максимальная мощность 72 л. с.;
- 1,5-литровая модификация 2111 с инжектором и 8-клапанным газораспределительным механизмом, развивающая 79 л. с.;
- версия 2112 с 16-клапанной головкой блока цилиндров, имеющая мощность 93 л. с.;
- модернизированный 8-клапанный 21114 рабочим объемом 1,6 л, развивающий 81 л. с.;
- модификация 21116 (встречается на Богдан-2111) объемом 1,6 л с измененной конструкцией поршневой группы и модернизированным блоком управления, мощность повышена до 90 л. с.;
- модель 21124, имеющая 16 клапанов и развивающая 89 л. с. при объеме цилиндров 1,6 л.
В 2005 г. завод ВАЗ освоил производство 1,8-литрового мотора ВАЗ-21128, развивавшего мощность 98 л. с. и отличавшегося улучшенной эластичностью работы. Двигатели ограниченно устанавливали на машины ВАЗ-21128 (с кузовом хэтчбек), для комплектации седанов или универсалов силовые установки не предназначались.
Аналогичная ситуация сложилась и с 2,0-литровыми моторами Opel C20XE и Ecotec X20XEV (мощность 150 или 136 л. с.), которые устанавливались на лимитированную модель седана ВАЗ-21106 GTI и мелкосерийное купе ВАЗ-21106 Coupe.
Опытный участок завода собирал модификации Тарзан-2, оснащенные приводом на все колеса. На машинах использовались двигатели 21214 и 2130-20, позаимствованные у кроссовера Нива. Моторы имели рабочий объем 1,7 и 1,8 л и развивали мощность 79 и 82 л. с. соответственно.
Оба агрегата оснащались 8-клапанными головками блока цилиндров и системой распределенного впрыска бензина. Всего было изготовлено несколько сотен экземпляров машин Тарзан-2.
Официальные данные по расходу топлива ВАЗ 2111
Заявленный заводом средний расход топлива на ВАЗ-2111 зависит от модификации двигателя и режима движения:
- При использовании карбюраторного агрегата 2110 затраты бензина на шоссе и в городе составляют 7,5 и 9,1 л на 100 км пути. Завод рекомендовал использовать горючее с октановым числом не ниже 92 ед.
- Модификация 2111 с 8 клапанами и инжекторной системой подачи топлива сжигает на трассе при скорости 90 км/ч около 5,7 л горючего, в городских условиях параметр увеличивается до 10 л на 100 км пробега.
- Версии с 16-клапанной головкой и объемом 1,5 л расходуют на трассе 5,5 л бензина, имеющего октановое число не ниже 95 ед. В городском режиме движения потребление горючего увеличивается до 8,8 л.
- Увеличение рабочего объема на 100 см³ позволило немного сократить расход топлива, но мотор получил увеличенную степень сжатия, рассчитанную на использование бензина с октановым числом от 95 ед. Норма расхода в загородном цикле для 81-сильной модификации 21114 составляет 5,6 л на 100 км пробега, в городских условиях значение возрастает до 9,1 л.
- Расход бензина на 16-клапанной модификации 21124 составляет в городе 9,1 л, на трассе при скорости 120 км/ч параметр составляет 7,5 л.
Применение трансмиссии с раздаточным редуктором и приводом на все колеса на машинах серии ВАЗ Тарзан-2 увеличило затраты топлива из-за дополнительных механических потерь. Например, версия с 79-сильным мотором 21214 расходует в городе до 11,8 л бензина, модификация с двигателем 2130-20 обладает аналогичной топливной экономичностью. На загородном шоссе при скорости до 90 км/ч силовые установки сжигают 9,5 л горючего на 100 км пути.
Пониженная степень сжатия позволяет заправлять бак неэтилированным бензином сорта А-92.
Причины увеличения реального расход топлива ВАЗ 2111
При эксплуатации автомобилей расход горючего меняется от заводских значений в большую сторону в силу ряда причин:
- износа поршневой группы и газораспределительного механизма;
- использования топлива с пониженным октановым числом;
- полной загрузки салона и багажного отделения;
- несвоевременная замена воздушного фильтра приведет в формированию топливо-воздушной смеси в неправильных пропорциях;
- передвижения с прицепом или грузом, уложенным в багажной корзине на крыше кузова;
- некорректного давления в шинах;
- неисправности свечей зажигания или неправильно отрегулированного момента подачи искры (последнее замечание касается карбюраторной модификации), которое приводит к появления раннего или позднего зажигания;
- нерабочая катушка зажигания также влияет на увеличение расхода топлива ;
- движения по глубокому снегу, песку или грязи (пробуксовка колес негативно влияет на экономичность);
- технического состояния топливной системы ВАЗ-21111, в т.ч. топливного фильтра, рабочего состояния бензонасоса ;
- износа подшипников колес и заедания тормозных колодок, которые контактируют с дисками или барабанами;
- для ранних версий ВАЗ-2111 одним из вариантов модернизации для экономии расхода топлива может быть установка бесконтактной системы зажигания, которая в сравнении с обычной (контактной) системой отличается более стабильной работой;
- состояние высоковольтных проводов зажигания также влияет на стабильную работу системы зажигания, а соответственно на расход топлива;
- неправильного управления дроссельной заслонкой;
- резких разгонов или передвижения в плотных городских пробках;
- передвижения на короткие расстояния при низкой температуре воздуха без полного прогрева двигателя автомобиля.
Например, владельцы карбюраторных модификаций ВАЗ-2111 отмечают, что расход горючего в зимнее время увеличивается на 1-2 л из-за необходимости прогрева мотора или движения с частично закрытой воздушной заслонкой.
Засорившиеся жиклеры или неправильно выставленный уровень бензина в поплавковой камере также негативно влияет на топливную экономичность.
При ошибочной регулировке угла опережения зажигания затрудняется пуск мотора, который не развивает полную мощность, но потребляет лишнее топливо.
8-клапанные инжекторы ВАЗ-2111
Вне зависимости от рабочего объема ВАЗа заявленный владельцами расход составляет:
- на загородном шоссе при 90 км/ч и полной нагрузке (5 человек) машина расходует до 7 л бензина на 100 км пути;
- увеличение скорости движения до 110-120 км/ч при полной загрузке приводит к повышению параметра до 8 л;
- в городском режиме при спокойной эксплуатации летом автомобиль укладывается в заявленные заводом 9-10 л, но в плотном потоке и зимой параметр доходит до 12 л.
Применение системы распределенного впрыска и каталитического нейтрализатора отработавших газов привело к использованию контрольной лампы Check Engine, расположенной в щитке приборов. Резкий рост расхода топлива с одновременным включением индикации указывает на неисправности электроники (замыкание, обрыв датчика либо разрушение катализатора). Диагностика проводится с помощью компьютера или смартфона с установленной специальной программой, которые подключаются при помощи беспроводного адаптера к колодке OBD-II.
16-клапанный инжекторный двигатель
Если на машинах используется 16-клапанный силовой агрегат, то расход составляет:
- при эксплуатации на шоссе со скоростью от 100 до 120 км/ч автомобиль укладывается в 6-7 л на 100 км пробега;
- в городе при спокойном ритме движения затраты топлива не превышают 9 л, зимой и в пробках параметр увеличивается на 1-1,5 л;
- в усредненном цикле (50% в городе и 50% по трассе) двигатели расходуют около 8 л горючего.
Увеличенная мощность и повышенный крутящий момент позволяют снизить расход по сравнению с 8-клапанными модификациями. Но при эксплуатации автомобиля с прицепом расход по шоссе увеличивается до 9 л с одновременным снижением динамики.
При обнаружении поломок датчиков или обрывах жгутов электропроводки в памяти контроллера двигателя записывается ошибка (в комбинации приборов включается значок Check Engine).
При ошибки на табло владельцу машины необходимо считать и расшифровать код, а затем отремонтировать или заменить поврежденный элемент.
Двигатель ВАЗ-2111 1,8л и 2,0л
Модификации с полным приводом отличаются повышенным расходом горючего:
- в городских условиях автомобиль с 82-сильным агрегатом 2130-20 сжигает от 12 л бензина;
- на шоссе затраты горючего при скорости 90 км/ч составляют 10-11 л на 100 км пути, увеличение скорости движения до 120 км/ч приводит к росту расхода до 13-14 л;
- при эксплуатации в условиях бездорожья расход зависит от состояния дороги, на болотистой местности параметр достигает 20 л и более на 100 км пути.
Модификация ВАЗ-2111 с двигателем объемом 2,0 л заводом не выпускалась, существуют единичные экземпляры, переоборудованные владельцами с использованием деталей от автомобилей ВАЗ-21106 GTI или Coupe. В городских условиях расход составляет 12-13 л на 100 км пути, на шоссе при скорости до 100 км/ч параметр находится в пределах от 7 до 8 л.
Влияет ли состояние дороги на расход бензина
Ухудшенное состояние дорожного полотна негативно влияет на расход горючего, поскольку водитель должен двигаться на пониженной передаче или постоянно разгоняться и снова тормозить перед ямами. При движении по проселочным дорогам или легкому бездорожью снижается средняя скорость, а ведущие колеса периодически пробуксовывают, что негативно влияет на топливную экономичность. Эксплуатация машины по плохим дорогам приводит к росту затрат на топливо на 15-30% и к необходимости периодического ремонта ходовой части.
Советы по экономии горючего
Для снижения расхода топлива необходимо:
- следить за состоянием нейтрализатора отработавших газов и датчиков;
- снять с автомобиля дополнительные элементы, увеличивающие лобовое сопротивление (например, багажник на крыше);
- плавно разгоняться и снижать скорость, используя режим торможения двигателем;
- не эксплуатировать автомобиль с перегрузкой;
- заправляться бензином с рекомендованным октановым числом на крупных станциях;
- своевременно производить техническое обслуживание с заменой фильтров;
- проверять состояние подшипников ступиц и тормозных механизмов;
- корректировать давление в шинах.
Дополнительным способом экономии на топливе является перевод бензинового мотора на газообразное топливо.
Методика подходит в случае ежегодных пробегов от 50 тыс. км, поскольку потребуется приобрести, установить и зарегистрировать дополнительное оборудование. Расположенный в багажном отделении баллон снижает полезный объем, некоторые владельцы устанавливают емкость в нишу для запасного колеса. В этом случае при проколе покрышки используется специальная аптечка, позволяющая заделать небольшое отверстие.